Ребёнок должен выполнять усложняющиеся задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек): соединение частей (2 детали, 3 детали с помощью взрослого);
сравнение по форме, цвету, величине (понимает слова: побольше, поменьше), собирает пирамидку из 2-х, 3-х частей самостоятельно, из 4-х, 5-и с помощью взрослого;
обобщение по признакам: самостоятельно выбирает из 4-х предметов, 4-х цветов по заданию;
умение самостоятельно вылавливать из воды (тазика, чашки, ванны) сачком, понравившуюся игрушку;
умение играть с песком, молоточком и втулками;
умение строить и знать названия (дом, крыша, забор, стул);
сюжетно отобразительные игры: кормление куклы, заворачивание и баюканье.
Богатое языковое окружение ребёнка стимулирует его речевое развитие, расширяет словарный запас и формирует культуру общения. Обедненная речевая среда затормаживает речевое развитие. В возрасте 1-2 лет ребёнок понимает речь, без картинок, по опыту, понимает рассказ о прошлом (куда ходили, что видели).
Он может выполнить поручение, состоящее из 2-х, 3-х последовательных действий (возьми, принеси, положи), знает названия частей тела, лица. У ребёнка очень активно растёт словарный запас и к 2-м годам он строит предложения из 2-х, 3-х слов, может менять интонацию, силу голоса, темп речи, запоминает четверостишья, потешки, слушает с интересом сказки, просит прочитать любимую книжку, вступает в диалог по поводу картинок.
Эмоциональные и поведенческие особенности детей второго года жизни
Каждый месяц в развитии ребёнка этого периода имеет большое значение. Он осваивает огромное количество навыков, что способствует его психическому развитию. По особенностям поведения малыша можно судить, идёт ли его развитие по «правильному пути»: Подражание взрослым и в силу этого выделение своей половой принадлежности, отношение к себе как к мальчику или как к девочке.
Отделение от мамы, отказ от груди.
Расширение границ познавательной активности и представлений о себе, предметах и явлениях.
Первые представления о предметах и явлениях:
О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Коля хочет гулять» или «Дай Коле шарик» и т.п.
О своём внешнем виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Коли ручки, а где у Коли ножки?» (глазки, носик и т.п.).
О своих действиях. Комментирует свои действия. Например: «Коля моет ручки» (ест, играет, одевается, кушает и т.п.)
О своих желаниях. Высказывает свои потребности. Например: «Коля хочет лошадку» или «Коля хочет попить».
О близких людях. Имеет представление о том, кто и кем ему приходится: «Моя мама» (бабушка, сестра, брат и др.)
О пище (знает продукты: хлеб, молоко, яблоко, морковка…)
О блюдах (отличает суп, кашу, кисель и т.п.)
Об игрушках (знает мишку, зайку, куклу, машину, кубики, барабанчик и др.).
Данные представления естественным образом формируют определенные связи в коре головного мозга, запускают механизмы интеллектуального и психического развития, соответствующего возрасту.