Когда мы говорим о музыкальном образовании детей, о приобщении их к миру музыкального искусства, мы ставим задачу не столько привить им любовь к музыке, сколько вырастить из них культурных и творческих людей, воспитать в них нравственные качества, а также дать им инструментарий для понимания прекрасного»
Первое знакомство малышей с музыкой происходит в раннем детстве. Внимательные родители знают, что на разные мелодии их ребенок реагирует по-разному музыка, воздействуя на эмоциональную сферу маленького человечка, заставляет его радоваться и приплясывать или замирать и печалиться. Наша задача помочь этим бессознательным эмоциональным откликам души малыша приобрести форму осмысленного сопереживания музыке, развить у ребенка слух, музыкальную память, чувство ритма.
На занятиях мы учимся определять настроение музыкального произведения и придумывать истории, соответствующие этому настроению, отстукивать ритм в ладоши и двигаться в такт музыке, учимся владеть голосом, мимикой и жестами, изучаем творчество великих композиторов (у нас проходят месяцы творчества Моцарта, великих русских композиторов Римского-Корсакова, Мусоргского, Прокофьева), изучаем музыкальную грамоту лепим нотки из пластилина и составляем из них мелодии, приклеивая их на нотный стан (настоящее сольфеджио!), поем хором, занимаемся ритмикой, обучаемся игре на музыкальных инструментах.
Большое значение мы уделяем развитию способности каждого ребенка к интонированию мелодии голосом (сольному пению) вначале под мелодический, затем под гармонический аккомпанемент, а впоследствии без него или, усложняя задачу для одаренных деток «на два голоса». Такие занятия проводятся индивидуально и являются мощным толчком к развитию музыкального слуха, а для самых маленьких к развитию речевого аппарата.
Для музыкально одаренных детей у нас есть возможность обучаться игре на фортепиано индивидуально. Начиная с 5 лет, дополнительно к двум музыкальным занятиям в неделю добавляются занятия музыкальной литературой.
Дети обучаются на лучших образцах старинной и современной музыкальной классики. Мы знакомимся с музыкальными инструментами и их устройством, с симфоническими оркестрами и оркестрами народных инструментов, слушаем классическую и народную музыку, знакомимся с музыкальными традициями народов мира, слушаем и авангардную, современную музыку, джаз и рок-н-рол.
Наша задача научить видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту, развить эмоциональную сферу ребенка, без которой невозможно восприятие искусства. В раннем возрасте каждый ребёнок обладает колоссальными возможностями эмоционального восприятия и мышления образами.
Научить слушать и понимать симфоническую музыку пятилетнего малыша легче, чем подростка. Однако, на начальном этапе формирования музыкальной культуры у ребенка методически обоснованным является подача музыкального материала с опорой на художественное слово, изобразительное искусство, мультипликационный или киновидеоряд т.е. в условиях синтеза различных искусств.
Авторская программа «Синтез» научно-методического центра музыкального воспитания дошкольников «Гармония» позволяет при помощи более доступных детям видов искусства войти в сложный мир музыкальных образов. В музыкальный репертуар этой программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам высокой художественности и доступности для детского восприятия. Впервые в программу для детей дошкольного возраста были включены такие музыкальные жанры, как опера и балет.
Авторы программы отдали предпочтение спектаклям со сказочным сюжетом, которые вызывают у детей живой интерес -«Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Видеоряд программы включает в себя произведения изобразительного искусства, соответствующие музыке по содержанию и настроению. Это произведения отечественной и зарубежной классики, фольклора, церковной живописи, лучшие образцы современного искусства.
Литературные произведения программы тоже очень разнообразны: это древнерусский фольклор и поэзия XIX века, русский «авангард» начала XX века и «новая волна» в детской поэзии (80-е 90-е годы). Также на занятиях по музыкальной литературе мы используем программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Основной вид работы по программе слушание. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Очень важно не только слушать музыку в записи, но и слушать ее «вживую». Поэтому мы регулярно приглашаем музыкантов. С концертов дети выходят в состоянии потрясающего энтузиазма и желания обучаться игре на музыкальных инструментах.