Мой любимый детский сад!
Рано или поздно практически каждая семья, имеющая ребенка, сталкивается с проблемой детского сада, которая становится все более актуальной в настоящее время.
Здесь родители как правило решают две задачи: выбор детского учреждения;
готовность ребенка его посещать.
А как было раньше?
До революции во всей России существовало лишь около 300 детских садов. За исключением 10-15 так называемых «народных», бесплатных детских садов, открытых общественными организациями для детей трудящихся. Все остальные были платными и обслуживали лишь детей богатых родителей. После Октябрьской революции впервые дошкольное воспитание стало иметь социально-массовую направленность.
Изначально, система детских комбинатов предназначалась для массового, общедоступного решения проблемы занятости родителей (для чего время работы детского сада совпадает с типовым рабочим графиком с 8 до 18 часов, пять дней в неделю). Позже, в дошкольных учреждениях стала осуществляться также минимальная подготовка детей к обучению в школе на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта. Что мы имеем сейчас?
В настоящее время, основными задачами дошкольного учреждения в России являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Все вышеперечисленное (кроме 5 пункта) ребенок может получить и в семье, при условии, что родители будут готовы посвящать ему почти все свое свободное время. В семьях, где много детей, ребенок даже не будет нуждаться в коллективе, пребывая на попечении старших братьев и сестер. Однако, к сожалению, таких семей в России меньшинство. В любом случае, дети, не посещающие детские дошкольные учреждения, в целом, ни сколько не отстают от своих детсадовских сверстников. А такие великие люди России, как А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Д.И. Менделеев, Ю.А. Гагарин и др. вовсе садики не посещали, правда, имели несколько братьев и сестер, мудрых бабушек или нянь и неработающих мам.
Если, все же вы решили отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, вам необходимо выбрать, куда именно будет ходить ваш малыш.
В настоящее время детские комбинаты имеют следующие разновидности: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Что подойдет именно вам?
Т.о., выбирая садик, сначала определитесь, в какой из перечисленных типов лучше бы попасть именно вашему ребенку. Если у малыша имеются проблемы со зрением, слухом, речью, неврологией или есть психические отклонения, которые необходимо корректировать, лучше конечно ориентироваться на детские сады, которые имеют необходимых вам специалистов. Кстати, с недавнего времени дети- инвалиды также имеют право посещать детский сад, либо принимать педагогов и дефектологов у себя на дому. Выбор вам помогут сделать и детские врачи-специалисты, которых необходимо пройти каждому ребенку до 2х лет: невролог, психиатр, окулист, лор, фтизиатр, аллерголог, иммунолог и др.
Обычный (типовой), частный детский сад или центр развития ребенка выбрать можно и самостоятельно. Придти на день открытых дверей, погулять вместе с ребенком на территории садика, пообщаться с воспитателями и знакомыми все это поможет вам составить представление о месте, в котором вы находитесь.
Важно обратить внимание на: наличие высокого, крепкого ограждения вокруг;
наличие охраны;
наличие детской площадки с верандой и инвентарем;
оборудование групп (удобные кровати, достаточное пространство для игр и занятий, отдельная спальня и столовая зона и т.д.);
как ведут себя воспитатели на прогулке, чем с детьми занимаются, во что играют;
насколько чисто в группах, в коридорах и на территории.
Бывает, что и внешний вид здания и игровая площадка производят неприятное впечатление. Можно послушать не только свою интуицию, но и мнение самого малыша. Однако, это возможно, если вы не зависите от путевки в детский сад или местоположения вашего дома, в этом случае, давать ребенку выбор нельзя. Лучше подготовиться к следующему этапу…
Лучше бы начинать разговор именно с этого вопроса, но, как показывает практика, долгожданная путевка или срочный выход мамы на работу сильно ускоряют данное событие. Поэтому важно узнать, как подготовлен ваш малыш и сделать все возможное, чтобы он был к этому готов.
Могу с уверенностью сказать, что все же не рекомендуется отдавать ребенка в садик, если ему не исполнилось 2х лет (иногда лучше подождать и до 3х), а также нельзя совмещать этот важный для ребенка шаг с другими не менее важными событиями. Например, такими как: отучение от соски, приучение к горшку, выход мамы на работу, переезд, рождение следующего ребенка, развод, смерть родственника или члена семьи.