Мало тех, кто не знает, что ладони и пальцы содержат нервные окончания, на прямую связанные с центрами и областями головного мозга, регулирующими функционирование систем организма такими как пищеварительная, сердечно – сосудистая, развивающими творческое и абстрактное мышление, речь. Активизация нервных окончаний способствует развитию соответствующих участков мозга, а, значит, и функций им подчиненных. Чем раньше начать этот процесс, тем эффективней будут результаты развития. Стимулировать нервные центры у малыша едва научившегося разжимать кулачок можно при помощи массажа.
Пальчики и ладошки так малы и нежны, что подойдет любой массаж. Годится похлопывание ладошками и поглаживание, можно помочь малышу помять и потереть ладошками не только специальные массажные предметы (шарик – ежик и т.п.), но и любые гладкие или ребристые предметы, легко помещающиеся в его ладони. Особенно полезен массаж пальчиков от их основания до конца ноготка. В случае отказа ребенка от такой процедуры ее можно незаметно совместить мытьем ручек, купаньем, при помощи полотенца совместив вытирание с массажем. Самым маленьким рекомендуется разжатой ладошкой поглаживать поверхности, чередуя их фактуры, начиная от маминых волос, до шероховатых стен и скользких стекол. Во время купания, держа ладошку раскрытой, полезно хлопанье по воде всей площадью ладошки. К трехмесячному возрасту не помешает приготовить мешочки с различными наполнителями. В качестве материала для мешочков подойдут различные прочные ткани, лучше разные по фактуре. Наполнителями мешочков может быть все, на что богата фантазия: от круп различных размеров, до бусин, пуговиц, желудей. Необходимо найти способ заинтересовать ребенка этими мешочками, красочным ли оформлением или звуковым сопровождением. Если интерес не проявится, следует, держа ручку малыша в своей руке проделывать сжимающие или перебирающие движения, сопровождая их соответствующими командами, что полезно также и для развития речи.