Кажется, совсем недавно наступили первые теплые дни лета, а ребенок с видимой радостью и облегчением забросил свою школьную сумку, закончив очередной учебный год. Впереди были три месяца беззаботного отдыха. В июне родителей волновал единственный вопрос, куда отправить, записать или отвезти ребенка, чтобы его каникулы прошли с максимальной пользой. И вот, уже август. Нет сильной жары, иногда небо хмурится, обещая долгожданные дождики. Взрослые и ребята немного привыкли к размеренному течению времени без утренних ранних подъемов и переживаний, все ли учебники собраны для занятий и все ли уроки подготовлены. Некоторым ученикам в школах задали много упражнений на лето, чтобы дети не успели расслабиться и позабыть весь школьный материал. Другие же наслаждались только чтением художественной литературы или, вовсе, «ничегонеделанием». Лето неумолимо движется к своему завершению. Снова начнется учебный год пора родительских тревог. Какого бы возраста не был ребенок, мамы и папы всегда с волнением ожидают его школьных успехов. Многие родители с начала августа приводят ребят на занятия, где можно вспомнить школьную программу, заранее подготовиться и настроить свой организм на предстоящую учебу, потренировать мыслительные процессы, а также процессы, связанные с развитием памяти и внимания. Других заботит покупка школьной формы и учебных принадлежностей. Сами же ученики, в основном, стараются даже не вспоминать о том, что еще две три недели, и школа снова полностью изменит ставшую такой привычной за лето спокойную жизнь.
Психологи центракаждый год слышат от ребят, как они не хотят снова сидеть на уроках и выполнять домашние задания. Все желают только увидеться с одноклассниками и поделиться новостями своей жизни.
Специалистам нашего центра очень хотелось дать подросткам, пришедшим на летние программы, возможность немножко «побыть» снова школьниками в самом разгаре летних каникул. Самих участников программы эта идея очень увлекла, так как любопытных и смешных случаев из школьной жизни у каждого накопилось достаточное количество, чтобы поделиться ими со своими новыми друзьями.
А, заодно, попробовать настроить себя на позитивное отношение к учебе. Ведь хороший настрой помогает обрести уверенность и повышает ответственность учеников, делает их успешнее и счастливее.
Итак, 19 июля 2012 года в рамках подростковых летних программ «Ритм жизни» и «Большая разница» центра прошел настоящий круглый стол под названием: «Готовимся к школе сами!». Участникам программ настолько понравилась идея проведения подобного мероприятия, что они вызвались самостоятельно подготовить все материалы к его проведению.
Ввиду того, что ребята с двух групп еще не общались друг с другом, первым пунктом круглого стола они определили знакомство участников, самопрезентации и игры для поднятия настроения и установления доверительной атмосферы.
Сам круглый стол состоял из нескольких этапов:
Ребята придумывали различные ассоциации, связанные со школой, вспоминали сложные и интересные моменты их школьной жизни, представляли, что можно было бы изменить на уроках и переменах, чтобы они не казались такими скучными. Важно, что у участников сохранилось много приятных воспоминаний, связанных со школой. Это и друзья, и необычные уроки, и любимые учителя. Во время перечисления, ребята передавали друг другу игрушечную бомбу, которая в любой момент могла «взорваться», поэтому думать приходилось быстро!
Вторым этапом стал мозговой штурм, в рамках которого придумывались идеи, которые помогли бы ребятам подготовиться к школе, эмоционально настроиться на новый учебный год.
Участники работали с огромным энтузиазмом, идеи были как веселые и шуточные, так и очень серьезные, во многом совпадающие с рекомендациями психологов.
Таким образом, у нас получился следующий список:
наесться сладким впрок;
просмотреть все учебники с прошлого года, прошлогодние тетради, чтобы вспомнить материал;
заранее познакомиться с новыми учебниками, пролистать их;
сделать массаж головы, шейного отдела позвоночника, чтобы улучшилось кровообращение;
просмотреть свой дневник за прошлый год, проанализировать свои трудности и составить план работы над собой в новом учебном году;
подготовиться к школе морально (например, вспомнить все свои хорошие оценки, победы на олимпиадах и прочие успехи);
прочитать книги из списка литературы;
составить расписание своего дня;
начать готовить сочинение на тему «Как я провел лето», которое в любом случае любят задавать литераторы и учителя иностранных языков;
повесить у себя дома вдохновляющие (стимулирующие) плакаты (например, «Скоро в школу», «Со школой 11 лет мучения, без школы вся жизнь»);
потренировать свои внимание и память, но не сидя в компьютерных игрушках, а, к примеру, разгадывая кроссворды, сканворды, буквомиксы, ребусы и т.д.;
купить маленькие сувениры своим школьным друзьям;
много гулять в августе;
составить для себя график подарков (самому себе), которые будут дарить родственники, если будешь достигать свои цели;
заниматься тяжелым физическим трудом, чтобы захотелось начать учиться;
купить себе много красивых вещей, школьных принадлежностей;
наполниться летними впечатлениями;
встретиться с одноклассниками;
начать планировать осенние каникулы;
несколько дней вставать раньше, чтобы первого сентября было не так тяжело поднять голову с подушки в семь утра.
По мнению многих взрослых и родителей ребят, все эти рекомендации абсолютно замечательные, полезные и важные. И, если, хотя бы часть из них Ваш ребенок попробует выполнить, новый учебный год начнется у него легко и без эмоционального и физического напряжения. Ведь, обычно, не хочется следовать советам мам и пап. А если с тобой поделится своими соображениями твой друг, товарищ, одноклассник, приятель или просто мальчик или девочка из твоей школы, точно захочется прислушаться, ну, или хотя бы, просто «пробежать» этот список глазами.
В завершении круглого стола, ребятам были предложены творческие задания. Каждый делал из геометрических фигур картину коллаж на тему: «Как я хочу провести свой новый учебный год, чего хочу достичь, какие эмоции испытывать». Участники представили друг другу совершенно разные работы, в некоторых были пожелания себе и другим. «Удачного учебного года», «Лучшего учебного года в жизни», «Чтобы было весело и тепло», «Пусть у меня будут хорошие оценки!». Ребята обещали друг другу вспоминать и смотреть на эти работы, когда что-то будет не получаться во время учебы. И тогда все получится! Самое главное не бояться трудностей, а уметь с ними справляться.
Этот круглый стол стал важным для тех, кто принимал в нем участие, и для тех, кто его готовил. Ребята смогли вспомнить все хорошее, что есть в школе, не увлекаясь негативом. Их было сложно остановить в придумывании идей для подготовки к новому учебному году.
А мы, взрослые, в очередной раз убедились в том, что самостоятельность, ответственность, уверенность, креативность, желание фантазировать, создавать и творить есть в каждом ребенке. Только нужно вовремя дать ему возможность эти качества проявить. И часто без нашего участия ребята могут справиться с любым заданием, даже если раньше они никогда с этим не сталкивались. Им стоит только захотеть. И задача взрослых не мешать им ХОТЕТЬ чего-то!