Между прочим, подавленные эмоции часто приводят либо к эффективному взрыву с непредсказуемым, неконтролируемым поведением, либо к психосоматическим расстройствам. Так что делать из организма ребенка кладбище эмоций дело рискованное. Гораздо проще и безопаснее освоить социально приемлемые способы их проявления, каждый раз выбирая наиболее удобный вариант лично для себя.
И развить эти умения и навыки в наших детях. Ведь они находятся в более сложной ситуации, чем мы, взрослые в силу возраста они еще не осознают своих отдельных переживаний и ощущают себя в бурном потоке, чаще всего не понимая, что с ними творится. «Разговаривать со своим ребенком о его чувствах необходимо с самого раннего возраста, считает психолог Марина Медведева. Через называние его эмоций («ты сердишься», «ты завидуешь») он учится выделять отдельные переживания, понимать и контролировать, что с ним происходит.
Помимо этого, он перестает пугаться своих сильных переживаний, поскольку узнает, что все дети в подобных ситуациях могут сердиться, ревновать и так далее. Такой подход не формирует у ребенка чувства вины за негативные эмоции по отношению к другим (особенно к близким). В первый момент важно понять и принять переживание ребенка.
Далее объяснить ему, что такие переживания дело житейское («Ты не один так чувствуешь! Многие дети сердятся на своих родителей, когда им что-то не разрешают»). Следующим этапом должен стать запрет на определенные действия («Но нельзя при этом драться, кусаться, кидать предметы в людей, врать. Лучше расскажи о своих чувствах»). Придумайте вместе с ребенком приемлемые варианты поведения в данной ситуации: стукнуть по подушке, топнуть ногой, попрыгать. И только после того, как накал страстей снизился, стоит начать обсуждение самой проблемы». В нашей жизни существуют и менее культурные проявления агрессивных эмоций, как-то: битье посуды, хлопанье дверями. Но эти действия, скорее всего, нанесут удар по эмоциям окружающих.
Впрочем, если ваш ребенок успел разбить чашку и подмести за собой до прихода близких, то считайте, что ему все-таки удалось соблюсти основной принцип, на котором настаивают психологи при этом способе «не наносить вред окружающим и не совершать акты вандализма». Другая возможность выплеска эмоций через речь. Можно, например, рассказать о переживаниях своему отражению в зеркале или домашним питомцам.
A также позвонить в прямой теле- или радиоэфир или написать в свою любимую газету или журнал (среди читательской почты очень много писем от детей). Но все же самый интересный и благодатный путь реализации эмоций это творчество. Оно бывает разным: от коллекционирования и вязания до игры в школьном театре и ведения личного дневника. Можно рисовать, лепить, соорудить на даче альпийскую горку! Для некоторых ближе общение с музыкой.
Причем кто-то предпочтет классику, кто-то тяжелый рок, кто-то сам сочинит мелодию, а кто-то ее послушает и расслабится не меньше. Вариантов существует великое множество: можно голосить в поле, подпевать любимым исполнителям, пародировать их, пуститься в стихийный пляс или выучить национальный танец. Главное научить детей переживать эмоции и выводить их наружу именно в детстве. И тогда, став взрослыми, они смогут жить в согласии с миром своих переживаний. Не подавляя, не искажая, не отрицая их, а творчески используя их энергетику. И избавляя себя от многих болезней и проблем.