Это удивительный возраст! Они уже так много умеют и так многому хотят научиться. Начинают читать стихи, задавать вопросы, размышлять. Они задают свои первые «почему»! Они начинают мечтать. Воображение это новое приобретение, и оно делает их жизнь интересной. Появляются любимые герои, сказки, книжки, мультфильмы, занятия.
В этом возрасте дети достаточно педантичны: запоминают порядок всего и не терпят нарушения. Они начинают дружить, а значит нужно учиться общаться с другими детьми, появляются и первые конфликты. Мы будет давать задания, которые требуют взаимодействия малышей между собой, упражнения в парах, в командах, игры с одним предметом для всей группы.
Предметно-манипуляторная деятельность сменяется на предметно-образную. Малыш превращается в котенка, в маму или папу, в паровозик, в пушок часто, выбранный образ диктует находящийся сейчас в руках у ребенка предмет. Например, обладание рулем превращает в папу, кастрюлей в маму. Действия очень подробны, не сокращены. Выполняются ради действия, а не результата. Например, малыш варит кашку, он делает это долго и усидчиво, но у него нет цели, кого-то накормить.
Дети с удовольствием наблюдают за миром вокруг них и строят свой мир в миниатюре. Любая сторона жизни малыша появляется в его игровой деятельности. Это маленькие «повторятели». Посмотрите! Вот заботливые маленькие мамы и папы укладывают спать свою игрушку, заботливо укрывая одеялом и гладя по головке. А вот они уже превратились в доктора и лечат пациентов, а вот они решили сводить на прогулку своих детишек и тщательно их одевают.
И вдруг перед нами уже не дети, а котятки переступают с лапки на лапку, а вот идет лисичка, а нет пред нами уже косолапый медведь, и вдруг взлетели наши птички и улетели. Мы часто можем наблюдать, как у детей появляются в процессе игры, первое время с нашей помощью, предметы-заменители. Это хороший показатель психического развития, эти предметы помогают малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы. Предмет-заменитель это опора для мышления. Обратите внимание, что в этом возрасте начинает развиваться произвольное поведение, внимание, память.
Малыш умеет ходить, преодолевая различные препятствия, поднимается по ступенькам, бегает, стоит на одной ноге, прыгает, бьет ногой по мячу, лазает по шведской стенке и многое другое. Он внимателен и сообразителен, понимает инструкцию, и выполняет задания, соответствующее его возрасту, общителен и доброжелателен, вежливый и добрый, уважает взрослых и умеет дружить. Если это так, Вы проделали отличную работу!
Примечательной особенностью ребенка до 3 лет является легкость выработки стереотипов во всех сферах развития. Каждый новый вырабатывается легче. Более того, условные связи и стереотипы отличаются прочностью, поэтому их переделка дается ребенку большим трудом. Учитывая этот факт, очень важно бережно относиться к обучению и воспитанию ребенка.